31 Март2017

Духовные поиски князя Дмитрия Шаховского

Автор: Анна Казанова

«Нельзя утаивать всякий свет, могущий сиять людям, осветить их путь», – написал в 1928 году представитель известного дворянского рода, общественный и политический деятель, министр государственного призрения Временного правительства Дмитрий Иванович Шаховской.

Жизнь и труды этой значимой исторической фигуры тесно связаны с историей нашего Дмитровского края. Его идеи поражают своим масштабом и значимостью до сих пор. Так что же это был за человек?

Князь Дмитрий Иванович Шаховской родился 18 сентября 1861 года в Царском Селе. Был крещен 20 октября 1861 г. в госпитальной Скорбященской церкви Царского Села за два дня до праздника Казанской иконы Божией Матери. С Казанской иконой Божией Матери связано семейное предание. Николай Петрович Щербатов, дальний предок нашего героя, всю шведскую войну прошел рядом с царем Петром I. Неожиданно его заключили в Петропавловскую крепость, не объявив вины. В сновидении явился перед ним «некий древний, благолепный муж», повелевший взять по пути на прогулку в коридоре над третьей дверью Казанскую икону Божией Матери. Действительно, он взял маленький темный четвероугольник, очистил его и по молитвам Казанской Божией Матери был через несколько дней освобожден. Освобождение последовало так же без всяких объяснений, как прежде последовал его арест. Князь Николай Петрович взял с собой образ, сделал на него золотой оклад, икона хранилась в семье как реликвия.

Небесный покровитель Дмитрия Шаховского – Димитрий Солунский. Дед Дмитрия Ивановича – декабрист Фёдор Петрович Шаховской, отец – генерал от инфантерии Иван Фёдорович Шаховской. Дмитрий Иванович является по роду своему внучатым племянником Петра Яковлевича Чаадаева, поэтому с особенным интересом и уважением относился к его трудам.

Дмитрий Иванович опубликовал свои исследования о взглядах Чаадаева, изучением которых занимался всю жизнь. Обнаружил и подготовил к публикации все 8 философических писем Петра Яковлевича. Для Шаховского чаадаевские традиции ведут к Владимиру Соловьеву, затем к представителям русской религиозно-философской мысли XX века, к идее ноосферы Вернадского.

Благодаря тому, что его дочь Анна Дмитриевна Шаховская работала с Петром Кропоткиным в Дмитрове в последние годы его жизни, а также была секретарем Владимира Вернадского, входящего в Приютинское братство, мы имеем первоисточники об этом удивительном сообществе, на котором остановимся поподробнее.

Дмитрий Иванович был главным идеологом возникшего в середине 1880-х годов Приютинского братства, объединившего молодых интеллектуалов, получавших образование в Петербургском университете – среди них были В. И. Вернадский, С. Ф. Ольденбург, А. А. Корнилов, И. М. Гревс. Члены Приютинского братства реализовали свои представления об устройстве мира в поле науки, стали профессионалами, интеллектуалами в самом современном смысле этого слова.

Сначала в 1881 году был организован «Ольденбургский кружок». В Петербурге товарищеские связи окрепли и со временем стали для многих большим, чем просто дружба, превратились в настоящее братство. Глубокие духовные отношения этих действительно близких и родных людей сохранились на всю жизнь. Основано было Приютинское братство 30 декабря 1886 года. Вернадский писал в своем дневнике: «Идея братства Шаховского мне близка и дорога».

Незадолго до окончания Петербургского университета друзья решили купить в будущем небольшое имение, куда они могли бы съезжаться и обновлять свое общение. Этот уголок своей земли должен был стать и местом отдыха, и убежищем в возможных превратностях судьбы. Ему заранее дали имя – «Приютино». Копили для «Приютина» капитал, подбирали конкретное место в русской провинции, обсуждали все детали. Обстоятельства помешали осуществить намерение, но за 3 года «приютинских» забот вокруг этой идеи сплотился тесный кружок молодежи.

Все участники Приютинского братства постоянно находились в духовном поиске. Мысли о своей будущей судьбе они связывали со стремлением к внутреннему совершенству. Внимание к моральным вопросам, поиски смысла жизни, служение людям, нравственное самоусовершенствование – такими были задачи братства.

Члены братства «Приютино» ежегодно 30 декабря в течение тридцати двух лет устраивали «годовое собрание», как писал И. М. Гревс, «для подведения итогов прожитого и сделанного..., для проверки дружеским добрым сердцем взаимных настроений, просто для рукопожатия и объятия в свете и тепле общей любви». Встречались сначала на квартире Ольденбургов в Петербурге. Затем князь Шаховской предлагал для встреч его личные усадьбы Малашкино и Лопатино Тверской губернии, но реально «приютинцы» сплотились для организации помощи голодающим крестьянам в усадьбе Вернадского в Вернадовке. Братство в представлении его главного идеолога Д. И. Шаховского было исканием обогащения единичного сознания сознанием мировым. Из членов братства вышел не один замечательный человек и видный общественный деятель.

Из членов братства вышел не один замечательный человек и видный общественный деятель. 30 декабря 1921 года в квартире Вернадских в Петрограде состоялось традиционное годовое собрание приютинцев – последнее в истории братства.

Братство существовало, пока живы были его члены. За более полувека существования братства отложился большой массив документальных материалов, который можно рассматривать как архив братства. Как известно, письма пересылались от «брата» к «брату» и затем совместно обсуждались.

Философическое письмо Дмитрия Ивановича с размышлениями о братстве и Чаадаеве, хранящееся в архиве музея-заповедника «Дмитровский кремль», предназначалось Ивану Михайловичу Гревсу. Содержание письма уникально. Полную его версию можно прочесть на сайте музея, а здесь мы будем ссылаться только на некоторые его строки.

Члены братства оставались в границах своей эпохи и среды по поставленным ими вопросам. В начале письма задается вопрос: «Как может человек вообще познавать истину, когда он игралище жизненных волн, т.е. жертва случая»? Но даваемые ими ответы были за пределами их времени. Ответ на поставленный вопрос в письме: «Но мудрый мировой закон поставил всякую человеческую личность и весь род людской в положение постепенного восхождения к истине по ступеням внешних, конечных впечатлений, и после того как он утратил сознание своей вечной сущности или пока он снова не обрел этого сознания, он кажется самому себе рабом внешнего, между тем как довольно обратиться ему (и инстинктивно он всегда это делает) к своей вечной сущности, чтобы все стало ясно и он стал в центре свободного царства добра и правды, нисколько не мешая быть таким же центром всякому другому сознательно мыслящему существу...».

Письмо отражает то, что может быть названо внутренним духовным поиском, который приводит к тому, чему учат отцы церкви. Для нецерковной интеллигенции, к которой принадлежат члены братства, совпадение вывода с учением отцов церкви очень ценно. Письмо принадлежит своему времени, внутренний опыт философских размышлений находится вне времени.

Письмо показывает князя как исследователя творчества П. Я. Чаадаева и оригинального мыслителя, духовного лидера Приютинского братства; подтверждает мысль Шаховского о том, что Чаадаев не отрицатель и не западник, «он пророк мирового христианства, ожидающий от русского самосознания последнего победоносного удара по мировой лжи».

Члены братства создали систему общения, включающую в себя не только личное общение, но и переписку. Они нашли способ быть свободными в любой ситуации. Их позиция: граждан двух миров, их выбор: жить, а не выживать – определили в свое время невозможность их эмиграции, хотя революция никем из них принята не была. В эмиграции было еще меньше шансов духовно выжить. Встретившие революцию уже пожилыми людьми, они оказались перед нелегким выбором. И они его сделали. Сергей Ольденбург старался спасти, сохранить именно как зону свободы академические структуры. Вернадский, оценивавший реальность эффективной работы в России и за рубежом, использовал свой авторитет, чтобы получить от советской власти возможности и гарантии свободной работы.

В 1938 году Дмитрий Иванович Шаховской был арестован и вынужден написать заявление с признанием собственной вины в контрреволюционной деятельности. Академик В. И. Вернадский пытался спасти Д. И. Шаховского, добившись встречи с генеральным прокурором А. Я. Вышинским, что-бы обсудить судьбу «одного из самых морально и умственно глубоких людей нашей страны, вся долгая жизнь которого была отдана народу и научной мысли». Однако эта встреча не имела результата, и 14 апреля 1939 г. Военной коллегией Верховного суда Шаховской был приговорён к расстрелу, как участник «антисоветской террористической организации», а 15 апреля 1939 года в Великую субботу Светлой седмицы (пасхальной) – расстрелян.

В конце XX века по проекту внука Д. И. Шаховского, российского скульптора Д. М. Шаховского, на месте бывшего полигона НКВД в Бутове была возведена часовня и воздвигнут поклонный крест в память о жертвах репрессий, расстрелянных здесь в годы сталинского террора.

Сегодня мы продолжаем изучать еще не открытые страницы жизни этого удивительного человека и его окружения благодаря потомкам благородного рода Шаховских, находя всё новые архивные материалы.

МБУК «Дмитровская центральная межпоселенческая библиотека» выражает благодарность научному сотруднику МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль» Анне Казановой за предоставленный материал.

No images found.